Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июнь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Декларация безопасности гидротехнических сооружений

 

Номер журнала: 

Декларирование безопасности ГТС законодательно закреплено в Федеральном законе «О безопасности гидротехнических сооружений» и постановлениях Правительства РФ. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения – основной документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

Корнев Александр Иванович, инспектор отдела понадзору в электроэнергетике Управления Ростехнадзора по УР
Декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, при капитальном ремонте, восстановлении или консервации.
Согласно Положению, Министерство природных ресурсов  Российской Федерации  организует проведение декларирования безопасности гидротехнических сооружений поднадзорных объектов, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Положение определяет, что  орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений  во взаимодействии с Министерством Российской  Федерации по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации   последствий стихийных бедствий устанавливает:
• дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности и методику их составления в зависимости от назначения, класса, конструкции,  условий эксплуатации и специальных требований к   безопасности гидротехнического сооружения;
• форму деклараций безопасности;
• перечень объектов, имеющих гидротехнические   сооружения, подлежащие декларированию.
Для установления полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, проводится их государственная экспертиза, осуществляемая экспертными центрами, определяемыми органом   надзора.
гидротехнические сооружения, декларация безопасностиДекларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений - юридическим лицом или физическим лицом, выполняющим функции заказчика.
Декларация безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (далее именуется - орган надзора).
При составлении декларации безопасности должны учитываться следующие требования:
а) полнота и достоверность данных о гидротехническом сооружении и его безопасности;
б) всестороннее и полное выявление степени опасности и разработка сценариев возможных аварий и повреждений;
в) обоснованность применяемых методов анализа, достаточность выполненных оценок риска и уровня безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;
г) полнота учета всех факторов, влияющих на результаты оценки безопасности;
д) эффективность и достаточность реализованных и планируемых мер по обеспечению безопасности, соответствие содержания декларации безопасности законодательным и другим нормативным правовым актам, правилам и нормам.
Составлению декларации безопасности эксплуатируемых и строящихся гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора. В случае если после проведения обследования возникла аварийная (предаварийная) ситуация или имели место опасные отклонения фактических показателей состояния и условий эксплуатации гидротехнических сооружений от установленных критериев безопасности, обследование гидротехнических сооружений должно быть проведено повторно.
Декларация безопасности подписывается декларантом и представляется им в орган надзора не реже одного раза в 5 лет.
По решению органа надзора или по инициативе декларанта указанная декларация также представляется:
• при изменении условий, влияющих на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, выявлении повреждений и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях, ухудшении условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий - в течение 6 месяцев со дня обнаружения опасности;
• при изменении нормативных правовых актов, правил и норм в области безопасности гидротехнических сооружений, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, если гидротехнические сооружения не соответствуют требованиям указанных актов, правил и норм, - в течение года со дня вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, правил и норм;
• после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации гидротехнических сооружений - до приемки соответствующих строительно-монтажных работ.
Декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений представляется в орган надзора в период проведения государственной экспертизы проекта.
Декларация безопасности строящихся гидротехнических сооружений представляется в орган надзора не позднее 4 месяцев до установленного срока сдачи сооружений как во временную, так и в постоянную эксплуатацию.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ, «Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 г. № 1303, приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.03.1999 г. № 39 обязательному декларированию безопасности подлежат все гидротехнические сооружения I, II и III классов капитальности.
Для   гидротехнических   сооружений  IV  класса   капитальности   декларация  безопасности разрабатывается при напоре на  сооружениях   более  3  м  и  объемах  водохранилища  более  0,5  млн.  куб. м,   накопителя   -  более  0,1  млн.  куб.  м.  Детальность  проработки   вопросов в декларации безопасности сооружений IV класса может  быть  понижена (п. 3 "Дополнительных требований").
Для  сооружений IV класса с напором на сооружениях менее 3 м  и  объемами водохранилища или накопителя менее (соответственно) 0,5  и   0,1 млн. куб. м  декларация безопасности не разрабатывается.
По  решению  органов надзора за безопасностью  гидротехнических   сооружений,   согласованному  с  органами   исполнительной   власти   субъектов Российской Федерации или местными органами власти,  могут   быть   подвергнуты   декларированию  безопасности  гидротехнические   сооружения  и других параметров, если авария этих сооружений  может   причинить   значительный   ущерб  или   после   их   реконструкции,   капитального ремонта, восстановления либо консервации.
Решение   о  декларировании  бесхозных  гидротехнических   сооружений   принимается  после  завершения  процедуры  определения   собственника.
Декларирование безопасности ГТС, несомненно, имеет следующие положительные стороны:
- определение собственников ГТС и ликвидация бесхозяйных гидроузлов;
- заблаговременное выявление слабых сторон во время разработки деклараций, принятие соответствующих мер и тем самым предупреждение аварийных ситуаций;
- установление ежегодной отчетности о ремонтно-восстановительных работах, израсходованных на них средствах и планируемых затратах на следующий год.


Проблема ГТС - неэффективные собственники

Каляпин Вячеслав Михайлович, начальник отдела по надзору в электроэнергетике Управления Ростехнадзора по УР
Состояние гидротехнических сооружений (ГТС), к которым относятся гидроузлы, водосбросы, грунтовые плотины, водозаборные сооружения, каналы, защитные дамбы и др., вызывает серьезные опасения за их надежность и работоспособность. Следует отметить, что гидротехнические сооружения – сооружения с большим сроком службы, который начинается с момента заполнения водохранилища и постановки «под напор» и продолжается в течение многих лет. Достаточно большое количество ГТС построено до 1917 года, часть из них реконструирована, но имеются и такие, которые не изменялись конструктивно за 200-250 лет и продолжают выполнять свои функции.
Моральное старение и неудовлетворительное состояние существенно повышают вероятность аварий и катастроф, негативно влияющих как на окружающую среду, так и на жизнедеятельность человека. Часто отсутствие финансирования не позволяет поддерживать ГТС в технически исправном состоянии. На ряде ГТС собственниками не поддерживается на соответствующем уровне квалификация обслуживающего персонала. Ряд ГТС имеет неисправное механическое оборудование и высокую степень износа металлических конструкций. Опасение вызывает состояние гидротехнических затворов и механизмов для управления ими. Активизация застройки нижних бьефов гидроузлов в зонах возможного затопления и без того усугубляет чрезвычайные ситуации, и особенно в паводковый период.
Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"