Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

май 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Соблюдение режима труда и отдыха водителей – это жизненно важно!

 
Салихов Азамат Радифович, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан (по охране труда)

Салихов Азамат Радифович
заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан (по охране труда)

Номер журнала: 

Рубрика: 

30 октября 2022 года в России отметят профессиональный праздник работников автомобильного и городского пассажирского транспорта. Сектор экономики, в котором трудятся эти специалисты, имеет, без преувеличения, громадное значение. И очень важно обращать внимание не только на безопасное поведение водителей за рулем на дорогах, но и на охрану их труда, внимание к здоровью. Первое невозможно без второго. Редакция обратилась с вопросами, касающимися охраны труда водителей, в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан.

- Азамат Радифович, какими нормативными актами регулируется охрана труда водителей автотранспорта в 2022 году?
- В рамках «регуляторной гильотины» Минтруда России обновило практически весь пакет правил по охране труда, в числе которых и транспортная сфера. С 1 января 2021 года вступили в силу правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Минтруда России от 09.12.2020 № 871н. 
Кроме того, охрана труда водителей автотранспорта регулируется:
- Приказом Минтруда России от 18.11.2020 № 814н «Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта»;
- Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424  «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей».
Также трудовое законодательство требует от работодателя наличия инструкций по охране труда для водителей как грузового, так и легкового транспорта, содержащих требования по охране труда, которые работники должны выполнять. 

Распространены ситуации, когда водители транспортных предприятий перерабатывают, плюс трудятся в дни, которые являются для них по графику выходными, при этом оплата производится в одинарном размере.

- Какие производственные факторы в работе водителя являются вредными и опасными?
- При эксплуатации транспортных средств на работников возможно воздействие таких вредных и (или) опасных производственных факторов, как:
- движущиеся машины и механизмы; 
- нахождение рабочего места на высоте (кабина, кузов); 
- падение грузов; 
- острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности оборудования и инструмента; 
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; 
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; 
- повышенный уровень шума, вибрации на рабочем месте; 
- отсутствие естественного освещения; 
- физические и нервно-психические перегрузки.

- Какие требования предъявляются к работодателю для создания безопасных условий труда?
- Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников (ст. 214 ТК РФ). Указанная статья содержит довольно обширный перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Правила по охране труда на автомобильном транспорте утверждены Приказом Минтруда России от 09.12.2020 № 871н. Согласно им работодатель обязан обеспечить: 
- эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и проверку технического состояния транспортных средств в соответствии с требованиями правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя; 
- обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда; 
- контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда. 

- Что можно сказать об уровне травматизма водителей в Республике Башкортостан? Насколько высок процент тяжелых и смертельных несчастных случаев в этой отрасли? Изменился ли он по сравнению с аналогичным периодом прошлого года? Каковы причины несчастных случаев? Приведите, пожалуйста, примеры.
- По данным Гострудинспекции, в текущем году зафиксировано 22 несчастных случая с водителями, из которых два групповых, шесть со смертельным исходом, 14 — с тяжелым. В 2021 году с водителями различных транспортных средств произошло 10 несчастных случаев, в том числе один групповой, пять со смертельным исходом, четыре — с тяжелым. 
  Произошли и происходят эти факты преимущественно в результате ДТП, причиной большинства из которых стало нарушение правил дорожного движения как самими работниками, так и сторонними участниками движения. Так, из года в год фиксируются несчастные случаи в ООО «Автотранс», которое зарегистрировано в г. Уфе, но работает во многих регионах страны, ООО «РН-Транспорт» Уфимского района, ГУП «Башавтотранс» РБ и другие. 
 Помимо транспортных происшествий (они составляют 15 случаев из 22), три несчастных случая произошли в результате падения с автотранспорта, два — защемления  между машинами. 
 Приведенная статистика касается случаев, признанных связанными с производством. Надо сказать, среди водителей довольно высок процент случаев так называемой естественной смерти на рабочем месте, то есть обусловленной заболеванием. 
Гострудинспекцией и Уфимским НИИ медицины труда и экологии человека проводился анализ подобных несчастных случаев. Так вот, данные за 2019-2020 годы показали, что большинство внезапно умерших (преимущественно от ишемической болезни сердца) — представители рабочих профессий, в 23 % случаев – это водители, в 10,6 % — машинисты передвижных средств. 
Приведу два факта смерти работников в 2022 году в результате ухудшения здоровья. Один из них произошел в ООО «Северная Нива Башкирия», другой — в ООО «РН-Транспорт».  В первом случае трагедии предшествовали серьезные переработки механизатора (ежедневно по 11 часов) без выходных дней, во втором – непредоставление отпуска (у скончавшегося водителя накопилось более 150 дней неиспользованного отпуска). В обоих случаях усматривается косвенная связь между смертью работников и нарушением работодателем их режима труда и отдыха. 
В соответствии с Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 05.04.2021 № 57-КГ21-1-К1 в зависимости от конкретных обстоятельств несчастный случай со смертельным исходом может быть квалифицирован комиссией как связанный с производством, несмотря на то что причиной смерти пострадавшего в заключении медорганизации указано общее заболевание.

- Каков порядок прохождения обязательных и предрейсовых медосмотров водителями?
- Сотрудники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры. Порядок их прохождения отличается тем, что работодатель обязан направить работника-водителя на предварительный медосмотр только после прохождения им обязательного психиатрического освидетельствования. Периодические медосмотры для водителей нужно организовывать один раз в два года,  а для тех, кому еще не исполнился 21 год, они проводятся ежегодно. 
Данные о прохождении медицинских осмотров некоторых категорий водителей требуется заносить в личные медицинские книжки. Это касается, например, водителей организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Что касается предрейсовых медосмотров, то они организуются перед началом рабочего дня (рейса), чтобы выяснить, можно ли допустить водителя к работе и сможет ли он должным образом выполнять свои обязанности. Такой медосмотр не нужно проводить, только если водитель управляет автомобилем, выезжающим по вызову экстренных оперативных служб. Согласно разъяснениям Минтранса России, предрейсовые медосмотры следует проводить перед первым рейсом как в случаях, когда в течение рабочего дня водитель совершает один и более выездов, так и в случае, когда длительность рейса составляет более одного дня.
Если водитель осуществляет перевозку пассажиров или опасных грузов, то нужно проводить также послерейсовые медосмотры – это делают после поездки, если ее продолжительность больше одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня было несколько выездов. Водитель автомобиля руководителя организации, например, тоже должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он осуществляет перевозку пассажира. 

- Каким должен быть режим труда и отдыха водителей согласно действующему законодательству? 
- В соответствии со ст. 329 ТК РФ особенности режима труда и отдыха отдельных категорий работников, чья деятельность связана с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в данном случае Министерством транспорта России. 
С 1 января 2021 года действует Приказ Минтранса России от 16.10.2020 № 424 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Согласно документу, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю, при этом в приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по восемь или семь часов в день. То есть количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени. 
Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. Он по-прежнему должен составлять не более одного месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным — не более трех месяцев. При этом продолжительность ежедневной смены водителя не должна превышать десяти часов. Увеличение этого времени, но не более чем на два часа, допускается только в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки. Для водителей машин скорой помощи, аварийных и коммунальных служб, телефонной и почтовой связи, такси продолжительность ежедневной смены может быть увеличена работодателем до двенадцати часов. На маршрутах регулярных пассажирских в городском и пригородном сообщении такая продолжительность ежедневной работы допускается только по согласованию с представительным органом работников. То есть двенадцать часов – максимум. Работа по 24 часа, которую допускают, к примеру, медучреждения, законом запрещена. 
Какие еще ограничения существуют? С 1 января 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на три часа. 
Рабочий день водителя включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха. Но с 2021 года расширен перечень видов деятельности, включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает: подготовительно-заключительное время; периоды прохождения медосмотров; простои не по вине работника; время ремонта автомобиля. 

- Какие нарушения охраны труда чаще всего допускаются самими водителями?
- Среди основных — нарушение правил дорожного движения, неприменение средств индивидуальной защиты. Часть нарушений связана с выполнением обслуживания и ремонта автотранспорта. Это использование неисправного инструмента, также при ремонтных работах под колеса машин не устанавливаются специальные противооткатные упоры, на осмотровых канавах нет переходных съемных мостиков, при накачке колес не используются специальные «клетки». Все это создает опасность производственного травматизма. 

- Какие нарушения чаще всего выявляются на автопредприятиях при проверках?
- При реализации наших полномочий чаще всего выявляется несоблюдение режима труда и отдыха. Распространены ситуации, когда водители транспортных предприятий перерабатывают, плюс трудятся в дни, которые являются для них по графику выходными, при этом оплата производится в одинарном размере. Кроме того, наряду с этим должным образом не ведется фактический учет рабочего времени водителей. 
В сфере охраны труда — это непроведение периодических и предрейсовых медосмотров, обязательного психиатрического освидетельствования, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты в полном объеме, отсутствие контроля за исправностью выпускаемой на линию техники. 

Все статьи рубрики