Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

май 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Закон об ответственности бизнеса за утилизацию отходов будет изменен

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

В соответствии с поручением Президента Правительство РФ подготовило редакцию законопроекта о расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). Концепция РОП предполагает достижение полного баланса между выпускаемой в оборот упаковкой и ее утилизацией.

Расширение ответственности

Как сообщила вице-премьер Виктория Абрамченко, задача государства — ликвидировать серые зоны и правовые пробелы, которые позволяют уходить от ответственности за утилизацию товаров, сформировать меры по вовлечению вторсырья в оборот.
«Ежегодно в стране образуется более 60 млн т твердых коммунальных отходов, большинство из которых отправляются на свалки. Это серьезная экологическая нагрузка. В соответствии с поручениями Президента пора внедрить принцип «загрязнитель платит». Нужно снять финансовую нагрузку с граждан и внедрить справедливую ответственность бизнеса. Не стоит пугать потребителей повышением цен или пустыми полками, для этого нет предпосылок. Во многих странах мира реализована РОП, и уже улучшена ситуация с образованием и утилизацией мусора, и не за счет граждан. Законопроект направлен на обеспечение и контроль выполнения тех обязательств, которые якобы и так исполняются бизнесом», — сказала Виктория Абрамченко.
Цель института расширенной ответственности производителей — формирование эффективной государственной модели регулирования, направленной на максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот и минимизацию объемов захоронения отходов потребления.
Согласно действующему регулированию ответственность производителя, импортера товаров ограничивается установленным нормативом утилизации. С учетом этого норматива уплачивается и экологический сбор.
Вместе с тем в основе механизма института расширенной ответственности производителей должен лежать принцип полной ответственности производителей и импортеров товаров за утилизацию выпускаемой на рынок продукции. 
При этом при отсутствии необходимых мощностей введение полной ответственности по всем видам товаров признано преждевременным.
 

С учетом заинтересованности

Законопроектом, за исключением упаковки, предлагается постепенное увеличение норматива утилизации для всех видов товаров с учетом переходного периода — не менее 10 % ежегодно с 2023 года.
Кроме того, нормативы утилизации не могут являться одновременно «понижающим коэффициентом» при уплате экологического сбора, так как пропадает экономическая заинтересованность производителей и импортеров в обеспечении создания мощностей по обработке и утилизации отходов.
Поэтому предусмотрено, что в случае недостижения норматива утилизации сумма экологического сбора, подлежащая уплате, должна рассчитываться исходя из разницы между нормативом утилизации и достигнутым объемом утилизации отходов, увеличенной в два раза, но не более 100 %. Указанная норма подлежит применению с 01.01.2025 г.
При этом чем менее экологичным, трудно перерабатываемым является соответствующий товар или упаковка, тем выше ставка экологического сбора. Методика расчета ставок будет устанавливаться Правительством.
В отношении упаковки законопроектом предусмотрена обязанность обеспечить утилизацию отходов в отношении всей массы упаковки, и в отношении нее исключено использование термина «норматив утилизации».

Усиление контроля

За шесть лет действия РОП не привела к снижению отходов и экономическому стимулированию развития отрасли. Кроме того, Росприроднадзор по результатам проверок представленной отчетности нередко выявляет неполноту и некорректность заполнения отчетности, недостоверность указанных в ней сведений.
Поэтому законопроект подразумевает усиление контроля за фактической утилизацией. Важным положением законопроекта стала верификация лиц, осуществляющих утилизацию отходов. Для этого будет вестись реестр утилизаторов.
Для исключения практики заключения поддельных договоров на утилизацию отходов от использования товаров законопроектом предусмотрено предоставление утилизаторами сведений о заключенных договорах на утилизацию, об объеме утилизированных отходов, а также в наличии у них соответствующих мощностей по утилизации отходов. При выявлении недостоверной информации на объем неутилизированных отходов будет взиматься недоплаченный экологический сбор.
Кроме того, предлагается с 01.01.2025 г. ввести запрет на реализацию товаров и упаковки в том случае, если в реестр не внесены сведения о производителях (а не товарах). Это позволит реализовать принцип «загрязнитель платит» и ликвидировать правовой пробел, при котором производитель товаров или упаковки может уйти от ответственности за ликвидацию произведенных отходов.

Источник: government.ru

Все статьи рубрики